Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Кулешовская основная общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

 

Рассмотрено на заседании управляющего совета

Протокол № 3 от 27.08.2012

Принято на заседании педсовета

Протокол №1 от 30.08.2012

«Утверждаю»

Директор МКОУ Кулешовской ООШ

Приказ №79 от 01.09.2012

_________Брязгунова Т.А 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(3-4 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

Содержание

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи

1.2.

Принципы и подходы

1.3.

Общая характеристика

2.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

3.

Учебный план реализации основной образовательной  программы начального общего образования

4.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

5.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

7.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

8.

Условия реализации  образовательной программы

9.

Программы отдельных учебных предметов, курсов (прилагаются)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Основная образовательная  программа  начального  общего  образования МКОУ Кулешовской основной общеобразовательной школы (далее ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об Образовании»
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Устав  МКОУ Кулешовской ООШ
  • Правила внутреннего распорядка  МКОУ Кулешовской ООШ

 

Общие сведения.

 

 МКОУ Кулешовская ООШ имеет статус   муниципального казенного общеобразовательного учреждения.

МКОУ Кулешовская ООШ является юридическим лицом, имеет государственную аккредитацию, лицензию.

Общеобразовательное учреждение действует на основании:

 

1.      Устава, утвержденного постановлением руководителя отдела образования администрации Подгоренского муниципального района, приказ №  408 от 14.12.2011 г.

 

            2.      Лицензии, серия А № 300641, регистрационный номер И-1824, выдано          Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области 21.12.2010г., срок действия: с 21.12.2010 г. по 21.12.2016 г. 

 

3.      Свидетельства о государственной аккредитации,

Серия 36 АА №000027, регистрационный номер ИН-0390 от 02.12.2009 года, выданного Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области на срок до 08.04.2013 г.

                     Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кулешовская основная общеобразовательная школа  расположена по адресу: 396570, Воронежская область. Подгоренский район, с. Кулешовка, ул. Ленина д.19

Директор школы: Брязгунова Т.А.

 Контакты:

 

Телефон

(473) 94 51-3-69

 

 

 

e-mail

kuleshovskay@yandex.ru

 

web-сайт

www kuleshovskay.narod.ru

 

 

 

 

Данная  программа  рассчитана  на четыре года   школьной жизни  детей. Именно на этой ступени образования  создаются предпосылки  для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением  условий для развития сознания, способностей и личности школьника.

1.1. Цели и задачи

 

Цели  начального  общего  образования

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное  благополучие;
  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать  индивидуальности каждого  ребенка;
  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);
  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах  деятельности.
    • Принцип гуманизации - наибольшей ценностью является человек. Личность ребенка требует уважения со стороны окружающих. Все  участники образовательного процесса заслуживают уважительного отношения к собственной личности. Задачи самопознания и развития личности учащегося  ставится в центр педагогической системы школы.
    • Принцип     толерантности     -     нормой     поведения     участников
      педагогического    процесса   является   уважительное    отношение    к
      неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению,
      другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения.
    •  Принцип опоры на положительные качества личности - в каждом   человеке обязательно есть социально ценные положительные качества, для   раскрытия   которых   необходимо   изучение   личности  ребенка, создание  ситуации успеха.  Педагогическая  деятельность  взрослых  опирается на лучшие, качества личности ребенка.
    • Принцип личностной ориентации - в школе каждый должен найти   свое место, не зависимо от «стартовых возможностей». Школа должна  стать своей для каждого, пришедшего сюда ученика. Обучение носит развивающий характер, и каждый ученик в процессе обучения должен оказаться   в   таких   условиях,   чтобы   его   задатки   смогли   быть реализованы в различных видах учебной деятельности.
    •   Принцип культуросообразности - школа должна стать для ученика
            частью собственного мира,  а не вступать в конфликт с ним.

 Задачи  субъектов  образовательного  процесса      

         Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно.
         Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
        Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:

·        содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;

·        установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;

·        побуждением и поддержкой детских инициатив во всех  видах  деятельности;

·        информационными технологиями и  как средства организации учебной работы;

·        обучением навыкам общения и сотрудничества;

·        поддержкой оптимистической  самооценки школьников и уверенности в себе;

·        расширением опыта  самостоятельного  выбора в учебной и других видах деятельности;

·        формированием  учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей  обучающихся, в том числе – за счет  использования  инструментов  работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое  информационное пространство)

1.2.  Принципы и подходы  

 

  • Принцип природосообразности и научности -  школьное образование основывается  на научном  понимании  естественных  и социальных  процессов,    согласовывается    с    общими    законами    природы    и человеческого  общества,  при  этом  содержание,  формы  и методы  образования и воспитания должны соответствовать возрастным, половым и личностным особенностям учащихся.
    • Принцип практической ориентации — только в деятельности, причем в разнообразных ее видах, может происходить, с одной стороны реализация заложенных возможностей и особенностей личности, с другой  ее  - развитие и приобретение нового опыта, знании и умений. Задачей    школы    является    организация    развивающей    учеников деятельности.

 

  • Принцип     практической     направленности     - школа    должна сформировать не только систему знаний, а систему применения их  в реальных жизненных условиях, способность активно противостоять негативному влиянию окружающей среды.
  •  Принцип непрерывности образования -  школа для большинства учеников - это вторая ступень в системе ОУ после детского сада, она обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одной ступени школьного образования на другую. Формирует у участников образовательного   процесса   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжения образования.                  
  •  Принцип системности - школа не является изолированной звеном образования, воспитания и развития, а, входит в сложную систему взаимодействующих  друг  с  другом  звеньев.   Целостную  личность, можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.       Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

 

          Виды  деятельности  младших  школьников

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

 

            Задачи   младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного  мышления (в освоении  содержательного  обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства  их решения;
  • научиться контролировать и оценивать  свою  учебную работу и продвижение в разных видах  деятельности;
  • овладеть коллективными  формами учебной работы и соответствующими  социальными навыками;
  • овладеть высшими  видами игры (игра-драматизация, режиссерская  игра, игра по правилам). Научиться удерживать  свой замысел, согласовывать  его с партнерами по игре, воплощать в игровом  действии. Научиться  удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать  собственные творческие  замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами  воплощения  собственных  замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить  основные  этикетные нормы, научиться правильно  выражать свои мысли и чувства.

 

              Задачи  педагогов, решаемые в ходе  реализации данной  программы

  • обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
  • способствуют освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
  • формируют учебную деятельность младших школьников (организует постановку учебных целей, создает условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждает и поддерживает детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организует усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляет функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);
  • создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей их собственных замыслов);
  • поддерживают детские инициативы и помогают в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
  • создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

 

1.3. Общая характеристика  содержания  образования

         Образовательная программа разработана на основании  ФК Государственного образовательного  стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и  включает:

  • - квалификационную характеристику выпускника;
  • - требования к уровню подготовки выпускников;
  • - рабочий учебный план;
  • - рабочие программы учебных дисциплин;
  • - организацию промежуточной аттестации;
  • - программу итоговой аттестации;
  • - обеспечение образовательного процесса.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (математика, окружающий мир, художественный труд). При этом значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Современные тенденции развития российского образования, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью использования их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Образовательная программа состоит  из дисциплин инвариантной и вариантной частей. Начальное общее образование – первая ступень общего образования.

     Характеристика  образовательных областей

    На  этапе начального  образования, в соответствии с Государственным образовательным стандартом определены следующие образовательные  области: филология; математика; естествознание; искусство; здоровье; технологии.

     Филология

    В данную  образовательную  область  входят  русский и иностранный языки, а также  литературное  чтение.

    Главная цель  обучения языка  является  освоение его как средства  отражения действительности, хранения информации и коммуникации (инструмента  общения). Младшие школьники должны освоить  языковые механизмы, язык в его функционировании.

Содержание образовательной  области «Филология» (русский язык, иностранный язык)

 

Содержательная область

Средства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления) 

Действия с языковым материалом

Филология

 

  • отношение «форма - значение»
  • модели

 словообразования и словоизменения

  • несимметричность

формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия)

 

  • родо-видовые

 отношения

  • отношение «часть –

целое»

  • отношение

 противоположности (антонимия)

  • членение слова на значимые части

 (морфемы)

  • определение значения слова по морфемному составу и по контексту
  • сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому)
  • распознавание частей речи
  • «сворачивание» толкования в слово,

 «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели

  • объяснение значения слова:  при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию
  • построение простой классификации
  • объединение слов в тематические группы
  • построение упорядоченного списка
  • построение синонимических рядов и

 антонимических пар

  • отношение «звук-буква»
  • принципы русского

письма (фонематический, морфологический)

  • звуковая модель слова

 

  • построение рядов слов и словоформ с

чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова)

  • определение «ошибкоопасного места»,

(места орфограммы в слове)

  • связь

 (смысловая и

 грамматическая: сочинение, подчинение, координация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • коммуникативная

ситуация

  • речевой жанр
  • установление и выражение отношений

зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания

  • членение речи на отрезки, имеющие

смысловую и грамматическую завершенность (предложения)

  • преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры
  • преобразование нелинейного текста

 (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание

  • определение цели высказывания и

 построение высказывания в соответствии с разными целями

  • преобразование высказывания в

 соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.

  • модель предложения
  • отношения

однородности/ неоднородности

 

  • пунктуационное оформление

предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения)

  • пунктуационное оформление

предложения, содержащего однородные члены

 

Литературное  чтение

Основная и конечная цель школьного обучения литературе -  воспитание эстетически развитого читателя, способного к самостоятельному пониманию смыслов и оценок автора художественного текста и собственному суждению об отраженных в нем жизненных явлениях. Средством её достижения является «развертывание»  литературного образования как литературной деятельности во всей ее полноте: в ней должно возникнуть и реализоваться исходное отношение «автор — художественный текст — читатель», которое характеризует и содержание, и условия становления читательской культуры.

Литературное образование в младших классах играет роль важнейшего и самостоятельного звена. Понимание значения этого этапа широкой педагогической общественностью привело примерно два десятилетия назад к серьёзным изменениям в литературном образовании школьников -  в начальной школе вместо объяснительного чтения появился новый предмет – литературное чтение. Это предполагает, что уже в начальной школе художественное произведение следует рассматривать как эстетический объект, как произведение,  воплощающее замысел автора и выражающее его оценки, мысли, чувства. Именно такому отношению к художественному тексту нужно учить детей с первых шагов в школе.

Подобные  принципиальные изменения в содержании литературного образования   должны иметь своим следствием радикальные изменения требований к его результатам, к тому, каким читателем должен стать ребёнок к моменту завершения начального образования.

Содержание образовательной  области «Филология»

( литературное чтение)

Содержательная область

Средства анализа и понимания художественного текста

(понятия, представления)

Читательские действия

 

Литературное чтение

 

отношение автора (рассказчика)

выявление (нахождение) прямых и косвенных оценок автора (рассказчика) и обоснование своего понимания (текстом)

жанр

определение (узнавание) жанра произведения, «запускающего» определенную читательскую стратегию

эмоциональный тон текста

выявление эмоционального тона текста и обоснование своего понимания

герой:

  • внешние проявления  (портрет, поступки, действия, речь), значимые для понимания внутреннего мира
  • внутренний мир героя: характер, мотивы, причины, цели действий, позиция героя (точка зрения) эмоциональное состояние, настроение

 

извлечение (выделение) соответствующих фрагментов текста, установление связей между ними  и их интерпретация (толкование)

сюжет:

последовательность событий, их развитие, позволяющие герою проявить свои качества

выделение последовательности событий, значимых для проявления внутреннего мир героя

художественные детали:

пейзаж, интерьер, название и др.

нахождение и интерпретация (толкование) художественных деталей, значимых для  проявления а) внутреннего мира героя

 б) отношения автора (рассказчика)

языковые средства выразительности

выявление и интерпретация (толкование) языковых средств художественной выразительности, значимых  для проявления а) внутреннего мира героя

 б) отношения автора (рассказчика)

предмет, вызывающий наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя)

нахождение по художественным деталям и др. выразительным средствам предмета, вызывающего наиболее сильный эмоциональный отклик рассказчика (лирического героя)

ведущий эмоциональный тон

выявление основного эмоционального тона текста и обоснование своего понимания

художественные детали

выделение и толкование (интерпретация) художественных деталей, значимых для выражения настроения

языковые средства выразительности

 

 

 

выделение и толкование (интерпретация) средств языковой выразительности, значимых для выражения ведущего настроения и его оттенков

 

 

 

     Математика

     Основное содержание математики  группируется  вокруг  понятия  натурального  числа. Сюда относится  весь традиционный  арифметический  материал, касающийся  как формальной  стороны  понятия числа (позиционная  запись чисел, стандартные алгоритмы действий над числами, порядок выполнения действий, свойства  действий), так и содержательной, связанной со счетом предметов и измерением величин.  Часть материала посвящена вычислениям и измерению (длина и площадь отдельных фигур).

 

Содержание образовательной области «Математика»

 

Область предметного

содержания 

Средства математического действия (понятия, представления)

Математические действия

Числа и вычисления

 

 

  • позиционный принцип (многозначные числа)
  • свойства арифметических действий
    • сравнение многозначных чисел
    • выполнение алгоритмических действий с многозначными числами
    • элементы рационального счета
 

Измерение величин

 

  • отношение между числом, величиной и единицей
  • отношение «целого и частей»
  • формула площади прямоугольника

 

  • прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта)
  • косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам)

Закономерности

 

  • повторяемость (периодичность)
  • симметрия
  • выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах
  • вычисление количества элементов в структурированном объекте
 

Зависимости между величинами

 

  • отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей»)
  • прямая пропорциональная зависимость между величинами
  • производные величины: скорость, производительность труда и др.
  • соотношения между единицами
  • решение текстовых задач.
  • описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.)
  • действия с именованными числами
 

Элементы геометрии

 

  • форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур)
  • пространственные отношения между фигурами
  • распознавание геометрических фигур
  • определение взаимного расположения геометрических фигур
 

         Естествознание

            Образовательная область  «Естествознание»   рассматривается как полноценный  образовательный концентр, в рамках которого  учащиеся  делают  первые  осмысленные  шаг

Создать бесплатный сайт с uCoz