Райкова Светлана Ивановна, учитель ИЗО МОУ Кулешовской ООШ приняла участие в Фестивале "Учитель года-2011" и заняла III место. На нашем сайте Вы можете ознакомиться с материалами ее выступления на этом конкурсе. Мастер – класс
Сказочный образ
УРОК – СКАЗКА
Выполнила учитель ИЗО МОУ Кулешовской ООШ Райкова Светлана Ивановна. Учитель года – 2011
Тема урока: Сказочный образ. Вид урока: рисование по представлению. Графика. Цель: комплексный подход к раскрытию характеристик образа. Основная задача: средствами изобразительного языка отразить индивидуально-психологические особенности образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прообраза. К уроку необходимо заранее заготовить таблицу с изображением различных пород деревьев. Еще понадобятся билетики, которые дети будут тянуть при получении индивидуального задания. В каждом билетике указывается только какое-то одно определение сказочного образа пол(мужской, женский), возраст (детский, средний, старческий), а может быть определенное настроение (радость, грусть),или черта характера (доброта, злость, любопытство и т.д.), или особенности внешнего вида. Таким образом, каждый ученик получает одно ключевое слово. Оно ляжет в основу образа, остальные же характеристики ученик волен выбирать сам. Итак, звенит звонок. - Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас – береза, по левую - дуб, впереди - ель, а за ними - ива, сосна и еще много – много других деревьев. Представили? Теперь откройте глаза и слушайте дальше. Деревья – это заколдованные люди. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей. Давайте попробуем расколдовать хотя бы некоторые из этих деревьев. Для этого надо поточнее описать пол, возраст, внешний вид и характер выбранного человека-дерева. Учитель вывешивает таблицу с изображением деревьев и привлекает внимание учащихся. Он предлагает описать, глядя на таблицу, какое-либо одно дерево. Выбран, например, дуб. Первый раз учитель может направить учеников: - Дуб в народе называют… ( дети продолжают «могучий»). - А кто это: женщина или мужчина? (мужчина) В зависимости от изображения на таблице дети определяют: дуб пожилой или молодой, стройный или нет. Для него характерны следующие характеристики: крепкий, с сильными руками и ногами, с добрым лицом, кудрявый. - Березка… Этот образ также не доставит детям особых трудностей. Можно обратить особое внимание на её одежду (сарафан), на волосы (длинные или короткие, прямые или волнистые), на пластику рук. Обратите внимание и на разницу характеристик старой и молодой берёзы, а также карликовой берёзы. - Ива…плакучая. Это молодая девушка или женщина постарше. Грустная, молчаливая, с тонкими чертами лица и тонкими пластичными руками.
Следует незаметно перейти от описания деревьев, имеющихся на таблице, к деревьям, представляемым по памяти. А также перейти от более легких для описания деревьев к более сложным. Целесообразно рассмотреть два-три дерева по таблице, одно-два разобрать по представлению. Затем необходимо подвести учащихся к осознанию важности графической характеристики образа. - Ребята, на что опирались люди, да и вы сами, характеризуя то или иное дерево (на его внешний вид, тонкий или мощный ствол, гладкий или узловатый, на изгиб веток, на крону, корни). Учитель предлагает обратить внимание на линии, штрихи, тональные пятна, с помощью которых учитель изобразил дерево, обратить внимание на то, что изображено, но и как изображено. Следующий этап: постановка конкретной практической задачи перед учащимися. - Вы все - добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный лес. Каждому из вас достанется свой человечек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человека в нашем сказочном лесу. Учитель разносит выложенные на папке билетики, и каждый ученик становится ответственным за конкретную человеческую судьбу. Детям следует пояснить на конкретном примере, что слово, написанное в билетике, например доброта, - это то, что обязательно должно быть отражено в рисунке. А остальное, будет ли добрым мужчина или доброй женщина, внешний вид, возраст и прочее, придумает сам ребенок. Если же в билетике указан возраст человека, то придумывать можно всё остальное. И так следует отнестись к каждому отдельному указанному слову. После объяснения учитель предлагает сложить горизонтальный лист пополам, затем развернуть его. Линия сгиба будет служить границей двух рисунков. На левой половине изображается дерево, а на правой – расколдованный человек. Изображение дерева и человека делается во взаимосоответствии с графической и психологической характеристиками. Размер и расположение предстоящих рисунков легко показать наглядным путем. Предложите детям положить ладони рук на лист так, чтобы каждая из них лежала на своей половинке, в центре, не касаясь краев листа. После устного творчества дети переходят к творчеству в графике. И здесь проявляется не только уровень мастерства в изображении дерева и человека. Главное в этом задании – дети учатся использовать средства изобразительного языка для отражения индивидуально-психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прообраза. Комплексность задания показывает, что изобразительное искусство не должно сводиться только к рисованию. Оно является системой миропонимания и частью общего искусства, эстетического освоения мира, частью духовной культуры человека. Устанавливая связь с другими видами искусства, можно избежать однобокости подхода к той или иной проблеме, а в начальной школе особо важно синтезирующее начало. Итак, выполнение рисунка подходит к концу. Некоторые дети уже все сделали, а другие еще заканчивают. Как поступить учителю? Объясните всем, сколько осталось минут до завершения работы. А тем, кто с заданием справился быстрее, предложите дополнить рисунок словесным описанием в письменной форме. Оставьте 5 минут в конце урока на экспресс-выставку наиболее интересных рисунков. Вывесите их на доске или специальном стенде. Разрешите детям подойти и рассмотреть работы. Поблагодарите всех детей за помощь и предложите им самим выбрать рисунки тех учащихся, которые на этот раз оказались самыми искусными помощниками доброго волшебника. Урок закончен. Но тема не закрыта. Может быть, на природоведении детям станет интереснее изучать особенности природного мира. А может быть на внеклассном чтении вы продолжите общение с «ожившими» фруктами, овощами, цветами . А может быть… Это вы придумаете сами.
Сила Грусть Доброта Гибкость Старость Молодость Радость Величие Изящность КапризностьСтройность Аромат Душевность Легкость Выносливость Любопытство
ДУБ
-Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты и писатели обращались к её образу, называя её русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов (Эта берёза) 3.Беседа о берёзе -Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом. Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность. На «зеленые святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали бусами и платками для помощи в скором выходе замуж. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999). Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «я пойду, пойду погуляю, белую березу заламаю».
БЕРЕЗА
|
|
|