Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кулешовской основной общеобразовательной школы

 

 

 

 

Попова Наталья Ивановна

Учитель, классный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся сельской малокомплектной школы.

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольное воспитание, 1- 9 класс

 

 

 

2007г.

 

 

 

51-3-69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Сегодня глубокие социально-экономические преобразования в стране вносят существенные изменения в систему ценностей и приоритетов сельских жителей. Одним из таких приоритетов становится изменение содержания и качества образования, форм и методов обучения и воспитания. Сельская малокомплектная школа призвана внести свой вклад в решение задачи формирования общей культуры личности. Именно в ней, сельской школе, закладываются условия возрождения российской деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего села, города, страны, а также возможности для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

     Известно, что при выборе подходов к развитию малочисленной школы на селе главным условием ее развития следует считать расширение опыта работы по проблеме «Школа – центр воспитательной работы». В организации воспитательной работы в малочисленных школах есть сложности. Как построить содержательную работу с детьми в условиях удаленности от культурных центров? Как обеспечить им досуг? Как организовать кружковую работу? Подобных вопросов множество.

     В настоящее время Россия переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Решить все выше названные вопросы  в малокомплектной школе призван школьный музей. Музей находится в центре внимания руководителей образовательных учреждений и управления образования всех уровней в плане возрождения системы патриотического воспитания. На то есть несколько причин:

 

1. Школьный музей сегодня – единственная структура, вокруг которой формируется актив школьников, создаются органы самоуправления.

2. Краеведческая работа привлекает ребят: развивает интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, доносить ее благородный пафос до людей, возрождать традиции и создавать новые.

3. Деятельность музея носит общественно -  полезную, гражданско - патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, тимуровское движение.

4. Деятельность музея носит в себе огромную образовательную составляющую – изучение истории родного края, села, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знатных людей края, изучение народного быта и культуры, народных традиций. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника.

5. При школьных музеях на основе поисковых заданий создаются патриотические клубы по интересам.

 Не случайно в своем письме от 12 марта 2003г. Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи».

 

Многие руководители учреждений, классные руководители увидели в музее эффективную форму организации детского коллектива, становления системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, потому что школьный музей может от простой созерцательной экскурсии продвигать ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем как родного края, города, области, так и истории, культуры, науки страны в целом.

Каковы истоки патриотизма? Считаю, что зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории.

Третья ступень формирования патриотизма – воспитания любви к Отечеству, обществу, их истории, культуре, традициям.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

Опираясь на Концепцию воспитательной деятельности Воронежской области, предложенная программа имеет VI разделов: Родина, Семья, Культура, Труд, Человек, Природа.

 

Однако в решении проблемы патриотического и гражданского воспитания школьников и молодежи недостаточно усилий только образовательных учреждений. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 

Данная программа рассчитана на её творческое использование. Классный руководитель вправе варьировать способы подачи материала, исходя из  конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

Содержательный блок

 

 

 

дата

 

 

дошкольное

образование

 

 

1 - 4 класс

начальное звено

 

5 - 9 класс

среднее звено

 

Раздел I.    Родина

 

I

четверть

 

 

Беседа

«Дом, в котором я живу».

Экскурсия по селу

«Село родное».

История села.

Презентация «Село родное».

II 

четверть

Конкурс рисунков и стихов

«Мой край дорогой, люблю тебя всей русской душой».

Фотовыставка

«Достопримечательности села».

III 

четверть

 

 

Фотовыставка «Мое любимое село».

Игра – путешествие «Чтоб Родина любимая жила».

Творческий конкурс

 «Я и мое село».

IV

четверть

Операция

«Моя улица станет краше».

Операция

«Мое село станет краше».

 

Раздел II.    Семья

 

I

четверть

 

Составление рассказа

«Моя семья и я».

Игра – путешествие «Тайна моего имени».

Диспут

 «Старость -  всегда слабость ».

II

четверть

Игра – дело

 «Бабушкины секреты».

Устный журнал

 «Моя родословная».

III

четверть

 

Встреча

 «Бабушкин сундучок».

Конкурс историй

«Загляните в семейный альбом».

Операция

«Забота».

IV

четверть

Вечер – встреча

«Мы и наши родители».

Конкурс семейного творчества

«Я и моя семья».

 

Раздел III.    Человек

 

I

четверть

 

 

Фотовыставка «Мой папа - военный».

Путешествие в город Правовой Культуры.

Час делового общения

(встреча с представителями местного самоуправления).

II

четверть

Встреча «Песня в военной шинели».

Устный журнал

«Основной Закон России».

III

четверть

Литературно-музыкальная композиция

«Наш край, мое село в годы Великой Отечественной войны».

IV

четверть

 

Экскурсия в школьный музей «История живет в музее».

Цикл бесед за круглым столом.

Вечер-встреча

«Ими гордится наш край».

 Памяти Александра Павленко.

 

Раздел IV.    Природа

 

четверть

 

 

 

Обзор

 «Моя планета Земля».

Цикл экскурсий в природу

«С чего начинается Родина».

Конкурс плакатов «Природа просит помощи».

II 

четверть

Урок-путешествие

 «Мир Красоты, Добра, Справедливости».

Живая газета

«По страницам Книги жалоб природы».

III 

четверть

 

 

Коллективное творческое дело «Дары природы родного края».

Вернисаж

«Детская картинная галерея».

Деловая игра

 «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя ».

IV

 четверть

Игры-забавы

«В гостях у времен года».

Вечер

 «На всей Земле нет краше уголка».

 

Раздел V.    Труд

 

четверть

 

Встреча с интересными людьми

«Таланты земли Подгоренской».

Изготовление макета своего села.

II 

четверть

Народный праздник

 «Россыпи народного творчества».

III 

четверть

Встреча с представителями трудовых династий села

«От всей души».

IV 

четверть

 

Операция

«Наш дом. Нам всем его беречь».

Акция

 «Родничок».

 

 

Раздел VI.     Культура

 

четверть

 

 

 

Фотовыставка «Как наши деды воевали».

 

Кинолекторий

«Дорогами мужества».

Литературно - музыкальный вечер «Свет незакатный - Россия».

(использование стихов местных поэтов).

II 

четверть

Беседа

«Огромный мир и отчий край».

Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия».

III 

четверть

Военно-спортивный праздник «Зарница».

 

                        Праздник «Широкая Масленица».

IV 

четверть

Игра- путешествие

«У каждого народа своя сказка».

Оформление стенда «Славлю тебя, Кулешовка моя».

Беседа

 «Символы государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о реализации программы

 

Участники программы:  учителя, ученики, родители, совет музея, представители органов местного самоуправления, общественность и др.

 

Форма занятий:  беседа, конкурс, литературно – музыкальная композиция, устный журнал, встреча, цикл бесед, кинолекторий, вечер – встреча, праздник, обзор, экскурсия, фотовыставка, игра – путешествие, вернисаж, игры – забавы, операция, час делового общения и др.

 

Кадровое обеспечение:  администрация школы, классные руководители, вожатые, совет школы.

 

Оснащение:  методические пособия, дополнительная литература, информационные источники, пособия для классных руководителей и др.

 

В программу допускается внесение изменений.  Контроль за выполнением данной программы закреплен за администрацией школы, отделом образования.

 

 

 

Литература:

 

Все вместе – мы сила: Проект государственной программы «Развитие и воспитание детей в РФ до 2010г». Учительская газета.2004. №21.

 

Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 1996г.

 

Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М., 2004г.

 

Программа по семейному воспитанию «Сотрудничество: семья и школа».

 МОУ Кулешовская ООШ.2006 – 2008 уч. год.

 

Работа классного руководителя: Методическое пособие под редакцией

 Е.А. Слепенковой. М. 2005г.

 

Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа. Воронеж, 1998г.

 

Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе.

2-е изд., доп., Ростов, 2004г.

 

 

Путешествие в город Правовой Культуры.

Цель:

1) познакомить учащихся с Основным законом страны  и символами государства;

2) показать школьникам единство прав и обязанностей;

3) развивать речь, внимательность;

4) воспитывать уважение к правам человека.

Оборудование:

карточки с датами, иллюстрации к сказкам (на обратной стороне - задания), плакат «Наши права и обязанности», карточки с названиями изученных прав человека (на обратной стороне изображение воздушного шара), Конституция РФ.

На доске:

название темы мероприятия, символы Российского государства.

 

Ход:

Организационный момент:

Здравствуйте! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой…вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее.

Мы поговорим сегодня о наших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей).

В школе вы прочли много художественных произведений.

- А кто из персонажей прочитанных книг лучше всех знал права человека и боролся за них? (Это Маленький Зеленый Человечек).

- Чем он любил заниматься? (Выращивать цветы).

- Какой международный документ о правах и свободах человека он пересказал для детей? (Ответы детей).

- Какой организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация о правах человека? (ООН, 1948г.) Сколько же лет прошло со дня принятия этой декларации? (Ответы детей).

Ребята, в гости к нам пришел Зеленый Человечек с корзиной выращенных им цветов. Он приглашает нас отправиться в путешествие в город Правовой Культуры. Я предлагаю вам такое средство передвижения как воздушный шар. Шар, голубь, цветок с пятью лепестками – символы мира, дружбы (пять листьев обозначают пять континентов, населенных людьми).

А чтобы воздушные шары поднимались ввысь, наполним их вашими знаниями.

 

Игра: «Поможем Зеленому Человечку наполнить воздушный шар».

- Определите, какое право нарушается или торжествует в сказке.

 

На доске иллюстрации к сказкам, на их обратной стороне отрывки из сказок. Отрывок зачитывается. (Используются отрывки: А.Пушкин «Сказка о царе Султане», И.Крылов -  басня «Мартышка и очки», П.Ершов «Конек-горбунок» и др.

 

Правильно ответивший ученик награждается цветочком из корзины ЗеленогоЧеловечка.

Собранные вместе таблички составят изображение воздушного шара.

  1. право пользоваться благами научного прогресса.
  2. право на свободу передвижения.
  3. право на жизнь и личную неприкосновенность.
  4. справедливый суд.
  5. право на образование.
  6. свобода мысли, слова.
  7. неприкосновенность имущества.

А теперь пора в путь. Ура! Мы летим в город Правовой Культуры! ( Звучит веселая музыка).

Проводим физкультминутку.

- Поприветствуйте легкий ветерок, несущий нас. Глубоко вдохните свежий воздух (вдох). Движениями покажите летящую птицу, кружащиеся листья…

- Наша школа постепенно удаляется. Позади остается деревенский пруд, шумные леса и зеленые луга… Кстати, а какова история нашего села? Сосчитайте возраст села. (Дети выполняют задание).

Наш полет продолжается. Ребята, вы уже в школьном возрасте планируете, как стать полезными обществу, государству, стремясь развиваться умственно, духовно, Физически.

- А кто несет ответственность за ваше развитие, обучение и воспитание?

- Правильно, родители! И в Конвенции ООН о правах ребенка идет об этом

речь. (Зачитывается ст.27 (1,2)).

- Далее мы поведем разговор не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

- Наш воздушный шар медленно приземляется в городе Правовой Культуры на улице Обязанностей. (Вывешивается плакат с изображением села).

Обязанности бывают разные, они проявляются повсюду.

 

Игра «Как ты знаешь свои обязанности?» ( правильно ответившие учащиеся прикрепляют вырезанные из бумаги цветочки на плакат с изображением села. Ученики первого ряда украшают село желтыми цветочками, второго – синими, третьего – красными.

- выполнять Устав школы.

- выполнять распорядок дня, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования.

- проявлять самостоятельность.

- придерживаться правил культурного поведения.

- уважать права других, не подвергать опасности жизнь и здоровье других.

Наша современная жизнь такова, что необходимо твердо помнить следующие правила:

Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.

Твои права кончаются там, где начинаются права другого.

 

 

- Хорошо провели время в городе Правовой Культуры? Пора возвращаться домой. (Музыка).

Мы приближаемся к родному селу. Приготовиться к посадке! Приземлись! Приветствуем вас в стенах родной школы!

А вот один их учащихся школы. ( вывешивается изображение человечка Мазилы и кроссворд). Что-то Мазила забыл о своих обязанностях. Давайте поможем ему стать настоящим учеником – напомним, какими важными качествами должен обладать школьник.

Дети заполняют кроссворд.

1.  качество человека, любящего говорить правду. (правдивость).

  1. качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность).
  2. антоним существительному «неряшливость». (аккуратность).
  3. качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость).
  4. качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (ответственность).
  5. какое слово выделилось? (право).

- Молодцы, правильно ответили. И теперь мы будем достойно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.

 

Подсчитывается число цветов, которые школьники получили из корзинки Зеленого Человечка. Отмечаются и награждаются дети, активно работающие в течение всего мероприятия.

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz