Муниципальное общеобразовательное учреждение Кулешовской основной общеобразовательной школы
Попова Наталья Ивановна Учитель, классный руководитель
Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся сельской малокомплектной школы.
Дошкольное воспитание, 1- 9 класс
2007г.
51-3-69
Пояснительная записка
Сегодня глубокие социально-экономические преобразования в стране вносят существенные изменения в систему ценностей и приоритетов сельских жителей. Одним из таких приоритетов становится изменение содержания и качества образования, форм и методов обучения и воспитания. Сельская малокомплектная школа призвана внести свой вклад в решение задачи формирования общей культуры личности. Именно в ней, сельской школе, закладываются условия возрождения российской деревни, психология хозяина земли, ответственного за сохранение своего села, города, страны, а также возможности для патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Известно, что при выборе подходов к развитию малочисленной школы на селе главным условием ее развития следует считать расширение опыта работы по проблеме «Школа – центр воспитательной работы». В организации воспитательной работы в малочисленных школах есть сложности. Как построить содержательную работу с детьми в условиях удаленности от культурных центров? Как обеспечить им досуг? Как организовать кружковую работу? Подобных вопросов множество. В настоящее время Россия переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Решить все выше названные вопросы в малокомплектной школе призван школьный музей. Музей находится в центре внимания руководителей образовательных учреждений и управления образования всех уровней в плане возрождения системы патриотического воспитания. На то есть несколько причин:
1. Школьный музей сегодня – единственная структура, вокруг которой формируется актив школьников, создаются органы самоуправления. 2. Краеведческая работа привлекает ребят: развивает интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, доносить ее благородный пафос до людей, возрождать традиции и создавать новые. 3. Деятельность музея носит общественно - полезную, гражданско - патриотическую направленность – сохранение памяти, забота о ветеранах, тимуровское движение. 4. Деятельность музея носит в себе огромную образовательную составляющую – изучение истории родного края, села, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знатных людей края, изучение народного быта и культуры, народных традиций. Все это способствует формированию патриотического мировоззрения, гражданской позиции личности школьника. 5. При школьных музеях на основе поисковых заданий создаются патриотические клубы по интересам. Не случайно в своем письме от 12 марта 2003г. Министерство образования «рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи».
Многие руководители учреждений, классные руководители увидели в музее эффективную форму организации детского коллектива, становления системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, потому что школьный музей может от простой созерцательной экскурсии продвигать ребенка к осмыслению более серьезных вопросов и проблем как родного края, города, области, так и истории, культуры, науки страны в целом. Каковы истоки патриотизма? Считаю, что зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третья ступень формирования патриотизма – воспитания любви к Отечеству, обществу, их истории, культуре, традициям. Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Такой подход к организации воспитательного процесса позволяет вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу. Опираясь на Концепцию воспитательной деятельности Воронежской области, предложенная программа имеет VI разделов: Родина, Семья, Культура, Труд, Человек, Природа.
Однако в решении проблемы патриотического и гражданского воспитания школьников и молодежи недостаточно усилий только образовательных учреждений. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Данная программа рассчитана на её творческое использование. Классный руководитель вправе варьировать способы подачи материала, исходя из конкретных условий работы и опираясь на индивидуальные особенности учащихся, степень подготовленности детей, их общего развития и интересов.
Содержательный блок
Сведения о реализации программы
Участники программы: учителя, ученики, родители, совет музея, представители органов местного самоуправления, общественность и др.
Форма занятий: беседа, конкурс, литературно – музыкальная композиция, устный журнал, встреча, цикл бесед, кинолекторий, вечер – встреча, праздник, обзор, экскурсия, фотовыставка, игра – путешествие, вернисаж, игры – забавы, операция, час делового общения и др.
Кадровое обеспечение: администрация школы, классные руководители, вожатые, совет школы.
Оснащение: методические пособия, дополнительная литература, информационные источники, пособия для классных руководителей и др.
В программу допускается внесение изменений. Контроль за выполнением данной программы закреплен за администрацией школы, отделом образования.
Литература:
Все вместе – мы сила: Проект государственной программы «Развитие и воспитание детей в РФ до 2010г». Учительская газета.2004. №21.
Концепция воспитательной деятельности Воронежской области. Воронеж, 1996г.
Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений. М., 2004г.
Программа по семейному воспитанию «Сотрудничество: семья и школа». МОУ Кулешовская ООШ.2006 – 2008 уч. год.
Работа классного руководителя: Методическое пособие под редакцией Е.А. Слепенковой. М. 2005г.
Рогачев С.А. Сельская малочисленная школа. Воронеж, 1998г.
Сибирцева Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. 2-е изд., доп., Ростов, 2004г.
Путешествие в город Правовой Культуры. Цель: 1) познакомить учащихся с Основным законом страны и символами государства; 2) показать школьникам единство прав и обязанностей; 3) развивать речь, внимательность; 4) воспитывать уважение к правам человека. Оборудование: карточки с датами, иллюстрации к сказкам (на обратной стороне - задания), плакат «Наши права и обязанности», карточки с названиями изученных прав человека (на обратной стороне изображение воздушного шара), Конституция РФ. На доске: название темы мероприятия, символы Российского государства.
Ход: Организационный момент: Здравствуйте! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой…вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Мы поговорим сегодня о наших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей). В школе вы прочли много художественных произведений. - А кто из персонажей прочитанных книг лучше всех знал права человека и боролся за них? (Это Маленький Зеленый Человечек). - Чем он любил заниматься? (Выращивать цветы). - Какой международный документ о правах и свободах человека он пересказал для детей? (Ответы детей). - Какой организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация о правах человека? (ООН, 1948г.) Сколько же лет прошло со дня принятия этой декларации? (Ответы детей). Ребята, в гости к нам пришел Зеленый Человечек с корзиной выращенных им цветов. Он приглашает нас отправиться в путешествие в город Правовой Культуры. Я предлагаю вам такое средство передвижения как воздушный шар. Шар, голубь, цветок с пятью лепестками – символы мира, дружбы (пять листьев обозначают пять континентов, населенных людьми). А чтобы воздушные шары поднимались ввысь, наполним их вашими знаниями.
Игра: «Поможем Зеленому Человечку наполнить воздушный шар». - Определите, какое право нарушается или торжествует в сказке.
На доске иллюстрации к сказкам, на их обратной стороне отрывки из сказок. Отрывок зачитывается. (Используются отрывки: А.Пушкин «Сказка о царе Султане», И.Крылов - басня «Мартышка и очки», П.Ершов «Конек-горбунок» и др.
Правильно ответивший ученик награждается цветочком из корзины ЗеленогоЧеловечка. Собранные вместе таблички составят изображение воздушного шара.
А теперь пора в путь. Ура! Мы летим в город Правовой Культуры! ( Звучит веселая музыка). Проводим физкультминутку. - Поприветствуйте легкий ветерок, несущий нас. Глубоко вдохните свежий воздух (вдох). Движениями покажите летящую птицу, кружащиеся листья… - Наша школа постепенно удаляется. Позади остается деревенский пруд, шумные леса и зеленые луга… Кстати, а какова история нашего села? Сосчитайте возраст села. (Дети выполняют задание). Наш полет продолжается. Ребята, вы уже в школьном возрасте планируете, как стать полезными обществу, государству, стремясь развиваться умственно, духовно, Физически. - А кто несет ответственность за ваше развитие, обучение и воспитание? - Правильно, родители! И в Конвенции ООН о правах ребенка идет об этом речь. (Зачитывается ст.27 (1,2)). - Далее мы поведем разговор не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает. - Наш воздушный шар медленно приземляется в городе Правовой Культуры на улице Обязанностей. (Вывешивается плакат с изображением села). Обязанности бывают разные, они проявляются повсюду.
Игра «Как ты знаешь свои обязанности?» ( правильно ответившие учащиеся прикрепляют вырезанные из бумаги цветочки на плакат с изображением села. Ученики первого ряда украшают село желтыми цветочками, второго – синими, третьего – красными. - выполнять Устав школы. - выполнять распорядок дня, технику безопасности, санитарно-гигиенические требования. - проявлять самостоятельность. - придерживаться правил культурного поведения. - уважать права других, не подвергать опасности жизнь и здоровье других. Наша современная жизнь такова, что необходимо твердо помнить следующие правила: Твои права кончаются там, где начинаются обязанности. Твои права кончаются там, где начинаются права другого.
- Хорошо провели время в городе Правовой Культуры? Пора возвращаться домой. (Музыка). Мы приближаемся к родному селу. Приготовиться к посадке! Приземлись! Приветствуем вас в стенах родной школы! А вот один их учащихся школы. ( вывешивается изображение человечка Мазилы и кроссворд). Что-то Мазила забыл о своих обязанностях. Давайте поможем ему стать настоящим учеником – напомним, какими важными качествами должен обладать школьник. Дети заполняют кроссворд. 1. качество человека, любящего говорить правду. (правдивость).
- Молодцы, правильно ответили. И теперь мы будем достойно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Подсчитывается число цветов, которые школьники получили из корзинки Зеленого Человечка. Отмечаются и награждаются дети, активно работающие в течение всего мероприятия.
|
|
|