Тема урока: ЦветокЦели урока: О – изучить строение цветка, продолжить работу по формированию основных понятий. Р – развивать аналитические способности учащихся, их умения работать с увеличительными приборами и лабораторным оборудованием, составлять схемы; расширять кругозор школьников, развивать познавательный интерес к предмету. В – воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к природе. Тип урока: формирование новых знаний и умений. Оборудование: таблицы «Строение цветка», «Разнообразие цветков», модели цветков, гербарные экземпляры и живые цветущие растения, планшеты с расчленённым цветком, лабораторное оборудование, дидактические карточки. Основные понятия: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашелистики, чашечка, цветоножка, цветоложе, околоцветник простой, околоцветник двойной, тычиночная нить, пыльник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, растения однодомные и двудомные.
Ход урока:
В классе звучит классическая музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковский На столе букеты цветов. Учитель:
Во время буйного цветенья Так привлекательны растенья… Тогда и жгучая крапива И та, в избытке сил, красива. Пчелу манит к себе репей: Бери нектар мой, не робей! И злой татарник на полях В гулящих тяжело шмелях. А кактусы… На что похожи? Чудны. Корявы. Толстокожи. Но не забуду тех минут, Когда они вдруг зацветут. А. Аброскин Посмотрите вокруг, какой прекрасный удивительный мир нас окружает. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране». А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Вы любите цветы? Каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Природа-мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнила его своей силой, вдохнула в него радость и любовь к жизни, и поэтому мы, чувствуя эти тонкие вибрации, тянемся всем своим существом к ним, чтобы почерпнуть эту любовь и наполнить ею себя.
Цветок – видоизменённый укороченный побег. Цветок – это орган семенного размножения.
Строение цветка На цветоложе размещаются все части цветка. Лепестки + чашелистики = околоцветник. Лепестки образуют венчик. Чашелистики образуют чашечку. Околоцветник называют двойным, если он имеет венчик и чашечку. Околоцветник называют простым, если он имеет только венчик, либо только чашечку. Пестик и тычинки – главные части цветка. Внутри завязи находятся семязачатки (семяпочки). Из них после цветения развиваются семена, а из завязи – плод.
Околоцветник
Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.
Цветки правильные и неправильные. Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии (горох, шалфей), называют неправильными.
Цветки
Формула цветка.
Чашелистики – Ч, лепестки – Л, тычинки – Т, пестик – П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то знаком ∞. Простой околоцветник обозначается буквой О. Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках. Правильный цветок изображают звёздочкой *, неправильный – стрелкой ↑, однополые мужские (тычиночные) цветки – знаком ♂, женские (пестичные) - ♀. Например: *Ч5Л5Т∞П1 ↑Ч(5)Л(5)Т10П1 ♂*Ч5Л5Т∞П0 ♀*Ч5Л5Т0П1
Однодомные растения – пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (огурцы, кукуруза). Двудомные растения – тычиночные цветки на одном растении, а пестичные на другом (конопля, тополь, ива).
Лабораторная работа.
Учитель: Некоторые цветы, занесённые в Красную книгу, могут встретиться нам в лесу или в поле. Чтобы охранять и не повредить их, такие цветы нужно хорошо знать в «лицо». А вы знаете охраняемые цветы нашей Родины? Попробуем определить их используя хорошо известную вам игру «Крестики-нолики». Найдите выигрышный путь на таблице, определив цветы, занесённые в Красную книгу.
Вспомните, не эти ли цветы ещё совсем недавно украшали ваши букеты. Берегите их, не собирайте сами и не позволяйте собирать другим людям. Любовь к цветам похвальна и естественна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе – пленник, приговорённый к скорой гибели. Так пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придёт следом за нами. Сбор цветов для букетов, прежде всего, опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовать семена. В лесу уже не появятся всходы. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Наносится вред и другим соседним растениям. Могут быть поломаны стебли, хрупкие почки многолетников. Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы».
Игра «Лото»
Вопросы составлены в таком порядке, что первый горизонтальный ряд заполняется кружками одного, а второй – другого цвета.
Вопросы.
Игра «Цветок»
Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
10. Кичвен Венчик 11. Ч- ш- чк- Чашечка
Игра «Угадай»
Выбери правильный ответ:
А) голые; Б) правильные; В) обоеполые. 2. У некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют… А) правильные; Б) раздельнополыми; В) неправильными. 3. Роза имеет околоцветник… А) простой; Б) двойной; В) тройной. 4. Лилия имеет околоцветник… А) двойной; Б) сложный; В) простой. 5. Цветки ясеня не имеют околоцветника, их называют… А) голыми; Б) пестичными; В) тычиночными. 6. Цветки капусты называют… А) правильными; Б) обоеполыми; В) раздельнополыми. 7. Цветки гороха называют… А) голыми; Б) пестичными; В) неправильными. 8. Огурцы называют растениями… А) однодомными; Б) двудомными; В) тредомными. 9. Иву называют растением… А) двудомным; Б) тредомным; В) однодомным.
III. Подведение итога урока: Какое значение имеют цветы в природе и для человека?
IV. Домашнее задание: 1)Учитель даёт индивидуальные задания ученикам. 2) Повторить строение цветка. Викторина. Вопросы на смекалку.
«Знаете ли вы строение цветка?»
Головоломка «Цветок»
Учитель: А теперь, ученики нашего класса расскажут нам о значении цветов. 1-й ученик: Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в них иногда кладут лепестки настурции или ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои. В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов. Восхитительные духи получают из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане, у побережья Мадагаскара, поэтому остров получил название «благоуханный остров». 2-й ученик: Цветы могут быть символом могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с Х веке, с ХII веке изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевском лилии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кулешовская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района Воронежской области
Конструкция головы человека и её пропорции.Учимся рисовать портрет.
УРОК изобразительного искусства в 5 классе
Выполнила учитель ИЗО МОУ Кулешовской ООШ Райкова Светлана Ивановна. Учитель года – 2011
Конструкция головы человека и её пропорции. Учимся рисовать портрет. Цель урока: Познакомить детей с пропорциями человеческого лица. Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Планируемый результат: -уметь рисовать портрет (портрет друзей, родственников). Ход урока. -Ребята, сегодня у вас будет не совсем обычный урок. А чтобы узнать, чем мы на нём будем заниматься, нам предстоит разгадать кроссворд, ключевым словом которого и будет являться тема нашего урока.
1. Сообщение темы урока.
Задание к кроссворду: 1.Соразмерность всех частей тела в изобразительном искусстве. 2.Один из самых известных портретов Леонардо да Винчи. 3.Автор известного портрета «Девочка с персиками». 4.Человек, позирующий художнику при работе над произведением. 5.Портрет художника, выполненный им самим. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Итак, тема нашего урока – «Портрет». Мы сегодня на уроке познакомимся с пропорциями человеческого лица, будем учиться рисовать портрет. Портрет - это изображение человека или группы людей в произведениях живописи. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Но прежде, чем рисовать, ответим на вопросы: - Какие бывают портреты? Портрет может быть: -индивидуальным; -групповым; -автопортрет; -сатирическим.
- Какие бывают лица?
- Какое лицо можно назвать красивым? Картины, где изображены личности, - портреты, не оставляют спокойными наши сердца.
Портрет Моны Лизы В.А. Серов очень популярен. «Девочка с персиками» Картина - действительно загадка. Леонардо да Винчи «Джоконда».
Валентин Серов (1865-1911)
Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно всё. Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Иван Крамской И.Крамской родился в бедной мещанской семье. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге. Самым знаменитым его учеником стал Репин. А вот высказывания о портрете известных художников: «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику право отражать своё понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу». (Б.М. Кустодиев) «Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достойные художественного воспроизведения – иногда положительные, иногда отрицательные». (В.А.Серов) 2. Изучение нового материала. 1) Пропорции лица человека. Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе художника верной помощницей является анатомия. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве. Многие поколения художников изучали пропорции человеческого тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Золотое сечение – гармоническая пропорция a : b = c : d
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм. Оказывается, что горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно на половине общей высоты головы, то есть всё, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу кажется, что нижняя часть, где находится нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их. Линия глаз проходит точно посередине головы. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка – по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – 1/7 высоты головы – оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – всё равно единице. Все измерения являются условными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы. 2) Индивидуальные особенности деталей лица. Последовательно прорисовываем линии глаз, век, зрачков, а также брови.
Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы значительно ниже наружных и т.п.
- Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на 3 «сорта»: прямые, вогнутые (курносые), выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа – плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие… От того, какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхности. Та часть носа, которая обращена к источнику света, и освещается сильнее, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.
Губы, как и глаза, является наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразными по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту, нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т.п. Разрез рта располагается на одной трети расстояния от основания носа до конца подбородка.
Уши обычно расположены на уровне от линии бровей до основания носа. Для того, чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.
Большое значения имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей. - Сегодня мы с вами учимся рисовать портрет. Это не так сложно, как интересно. Мы уже изучили основы рисунка, изучили основные пропорции лица человека. Ну и теперь приступим к практической части нашего урока.
Итак, пропорции лица следующие: - Расстояние между глазами равно длине глаза; - Расстояние от глаз до подбородка равно расстоянию от макушки до глаз (но не от причёски); - Расстояние от линии волос до бровей равно расстоянию от линии бровей до кончика носа и равно расстоянию от кончика носа до подбородка; - Расстояние между глазами такое же, как и ширина носа; - Расстояние между зрачками такое же, как и длина рта; - Расстояние между линией рта и бровями равно длине шеи; - При положении головы в профиль, расстояние от подбородка до уровня глаз равно расстоянию от внешнего угла глаз до кончика уха.
3)Поэтапное вырисовывание головы человека в анфас. Последовательность работы: Намечаем горизонтальные и вертикальные линии. Находим расположение глаз, носа, рта.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы 1) контроль организации рабочего места, 2)контроль правильности выполнения приемов работы,3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объёма и качества выполненной работы. 3. Итог урока. 1 . Выставка работ учащихся . 2. Заключительное слово учителя. - Вы сегодня сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. У вас получились хорошие портреты, похожести которых вы будете добиваться в 7 классе, так что, если задуманные черты не особенно получились, не огорчайтесь, вы над этим будете работать ещё несколько лет. Постоянно зарисовывая какие-нибудь индивидуальные черты лица, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах. Главное, что вы, судя по результатам ваших набросков, усвоили пропорции лица. Поэтому в заключении урока я предлагаю вам спеть песню «Ты да я, да мы с тобой». Слова вы видите на экране.
Ты да я, да мы с тобой. Ты да я, да мы с тобой. Здорово, когда на свете есть друзья. Если б жили все в одиночку, То уже давно на кусочки Раскололась бы, наверное, земля…
Ты да я, да мы с тобой. Ты да я, да мы с тобой. Нас не разлучит никто и никогда. Даже если мы расстаемся, Дружба всё-равно остаётся, Дружба остаётся с нами навсегда…
Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
|
|
|