|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кулешовская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района Воронежской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(5-9 классы)
2012
1. Пояснительная записка Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Кулешовской основной общеобразовательной школы (далее ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований следующих нормативных документов:
Общие сведения.
МКОУ Кулешовская ООШ имеет статус муниципального казенного общеобразовательного учреждения. МКОУ Кулешовская ООШ является юридическим лицом, имеет государственную аккредитацию, лицензию. Общеобразовательное учреждение действует на основании:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кулешовская основная общеобразовательная школа расположена по адресу: 396570, Воронежская область. Подгоренский район, с. Кулешовка, ул. Ленина д.19 Директор школы: Брязгунова Т.А. Контакты:
Основное общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Содержание обучения в 5-9 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В этой связи вводятся интегрированные предметы: математика, естествознание, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, обеспечивающие подготовку к изучению систематических курсов. В процессе освоения содержания основного образования создаются условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Общая характеристика результатов основного общего образования В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей. 1.1. Цели:В основной школе требования меняются. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация их на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы заключается в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования являются:
1.2. Задачи:
1.3. Принципы
ребенка требует уважения со стороны окружающих. Все участники образовательного процесса заслуживают уважительного отношения к собственной личности.
1.4. Подходы к организации процесса обучения Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства. Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира; духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей; развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах» [11, статья 17 Закона об образовании 2010 года]. Таким образом, современный подход к обучению имеет своей целью: становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.Подходы в обучении на основной ступени МКОУ Кулешовской ООШ: - Индивидуальный - Дифференцированный - Личностно-ориентированный - Интерактивный - Игровой - Проблемный - Метод проектов - Коммуникативный - Компетентностный
1.5. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка
1.6. Виды деятельности подростков
1.7. Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
Общая характеристика результатов образования
В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы - умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; - умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т. е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость, выдвигать и проверять гипотезы; - умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; - умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т. д.) – обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям; - ключевые (универсальные) навыки – решения проблем, принятия решений, работы с информацией, ее поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества; - способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, экономических условиях; быть подготовленным к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, обладать знаниями и умениями, имеющими опорное значение для профессионального образования определенного профиля. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ отражают специфику основных образовательных результатов на разных ступенях обучения. Реализация Требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ обеспечивает постепенное расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся. Ученики действуют самостоятельно, решая сначала специально отобранные и сконструированные учебные задачи в начальной школе. Затем в основной школе – задачи, в том числе творческие, включающие социальный контекст. И, наконец, приобретают самостоятельность и эффективность в решении широкого круга жизненных задач – в старшей школе.
Ведущими планируемыми результатами образования в основной школе являются: - овладение предметными и универсальными способами действий, умением организовывать свою учебную деятельность; - формирование умений применять приобретенные знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением типичных социальных ролей; - воспитание осознанной мотивации и умения учиться, формирование готовности к продолжению образования, самообразованию, обоснованному выбору профиля обучения в старших классах; - индивидуальный прогресс в основных областях личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции; - развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; - достижение уровня функциональной грамотности по отдельным учебным предметам; - нравственных норм поведения в природе, общественных учреждениях; умений действовать, не подвергая риску себя и окружающих. Овладение ключевыми компетенциями: Информационно-технологическими: Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию для решения технических и технологических задач с использованием простейших запросов. Умение представлять материал с помощью средств презентации, творческих проектов; последовательность и краткая характеристика операций. Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу; создавать работы по простой проектно-технологической документации (эскизу, чертежу, схеме и пр.). Способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Коммуникативными: Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения. Умение обмениваться информацией. Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для второй ступени обучения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках. Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Учебно-познавательными: Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения основными приёмами обработки материалов; грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ; экономичное использование материалов. Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать о значении продуктивной деятельности человека; о социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нём культурных традиций; о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу; дать анализ конструкции изделия и воссоздать по образцу; усовершенствование конструкции в соответствии с поставленной задачей; создание образа по ассоциации; создание моделей по собственному замыслу; декоративное оформление и отделка изделий. Умения и навыки оценки и осмысления результатов своей деятельности: навыки анализа проделанной работы (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
3. Характеристика содержания образования Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Изучение систематических курсов естественнонаучных (физика, химия, биология) и общественных (география, история, обществознание) дисциплин нацелено на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать их значимость. Для формирования у обучающихся умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей вводятся систематические курсы литературы, истории и обществознания, искусства, продолжается изучение иностранных языков. Для усвоения обучающимися ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности – навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы, и в большей степени русский язык, математика, информатика, иностранный язык и основы безопасности жизнедеятельности. В основной школе с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам, а с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного общего среднего образования. 3.1. Характеристика образовательных областей
|